Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве. При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет. Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.
Рациональное использование земли: понятие и цели
Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:
К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.
Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.
Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:
- Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
- Обеспечение интересов общества в целом.
- Эффективность производственного процесса.
- Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.
Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.
Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании
Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:
- Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
- Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
- Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.
Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.
Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.
Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.
Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.
Освоение новых земельных угодий
Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:
- Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
- Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
- При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.
Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.
Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.
Мониторинг и охрана земель
Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.
Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.
Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.
Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:
- различные виды эрозии;
- засоление;
- засорение промышленным мусором;
- иссушение;
- затопление;
- засорение горной почвой.
В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель. Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.
Методы охраны земель
По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:
- Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
- Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
- Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
- Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
- Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.
Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.
Контроль над рациональным землепользованием
Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.
На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.
Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.
В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.
Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.
Значение рационального землепользования
Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу. Вместе с тем они позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения. Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.
В целом, рациональное землепользование дает обществу:
- эффективное экономическое производство;
- оптимальный расход природных ресурсов;
- охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
- постепенное освоение новых ресурсных баз;
- интенсивное землепользование.
Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.
Требования законодательства в сфере рационального землепользования
Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками. Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.
В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.
По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:
- экономическая прибыльность;
- сохранение земельного фонда.
К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.
Рациональное использование земель
Понятие рационального использования и охраны земель
Использование земель осуществляется субъектами публичных земельных отношений, которые осуществляют общее землепользование: находятся на земле и перемещаются по ней, и субъектами частных отношений, которые используют землю для осуществления хозяйственной деятельности: возведения зданий, добычи полезных ископаемых, производства сельскохозяйственной продукции и т.п. Для сохранения земли в качестве основы жизни и деятельности народов РФ необходимо обеспечить ее рациональное использование и охрану.
Под рациональным использованиемземель понимается использование земель методами и способами, соответствующими требованиям законодательства и обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства
сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих рациональное использование земельных участков, является установление правового режима земель— совокупности требований к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Требования к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением определяются его принадлежностью к той или иной категории земель: земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться для нужд сельского хозяйства, земли поселений – для нужд поселений, земли промышленности и иного специального назначения — для нужд соответствующих отраслей промышленности; земли особо охраняемых территории объектов — для сохранения особо ценных территорий и объектов земли лесного фонда — для ведения лесного хозяйства и лесопользования, земли водного фонда — для сооружения объектов водного хозяйства и водопользования.
Целевое назначение земельного участка устанавливается государством при осуществлении деятельности по отнесению земель категориям, а также переводу земель из одной категории в другую Требования к целевому использованию земельных участков различных категорий закреплены особенной частью ЗК РФ.
Требования к разрешенному использованию земельного участка устанавливаются в отношении конкретных видов использования земельных участков, входящих в состав одной категории земель. Так к видам использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены: 1) производство сельскохозяйственной продукции; 2) возведение зданий, строений или сооружений, предназначенных для производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; 3) размещение внутрихозяйственных дорог, древесно-кустарниковой растительности, выполняющей защитные функции; 4) дачное строительство; 5) садоводство; 6) огородничество и т.д.
Очевидно, что каждый названный вид использования земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, с учетом которых устанавливаются требования к разрешенному использованию земельного участка: на участках, предназначенных для огородничества, запрещается сооружение капитальных зданий; обязательным требованием к использованию земельных участков, предназначенных для садоводства, является посадка многолетних насаждений; на участках сельскохозяйственных угодий, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, запрещается размещение капитальных зданий и сооружений, не связанных с таким производством, и т.д.
Требования к разрешенному использованию земельного участка определяются на основании результатов зонирования территории — деления территории на зоны с определением видов использования земельных участков, находящихся в таких зонах и ограничений на их использование, и закрепляются в правилах землепользования и застройке. Целевое назначение и разрешенное использование земельного участка указываются в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Если же земельный участок уже застроен или подлежит застройке, то виды разрешенного использования земельного участка отражаются в градостроительном плане земельного участка. Требования к целевому назначению и разрешенному использованию обязательны для соблюдения лицами, использующими такие участки.
Кроме того, в целях обеспечения рационального использования земель с учетом общественных интересов могут устанавливаться ограничения на использование земельного участка — особые условия использования земельных участков или особой режим осуществления хозяйственной деятельности на них. Установление таких ограничений допускается только в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Согласно ст. 56, 51 ЗК РФ это случаи:
1)нахождения земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне потенциально опасного объекта — промышленного предприятия, атомной станции, трубопровода и т.п. Так, в охранной зоне трубопровода запрещается проведение взрывных работ, распашка земель, проведение иных работ, создающих угрозу повреждения такого объекта;
2)нахождения на земельном участке объектов, представляющих экологическую, культурную, историческую ценность — уникальных природных объектов, памятников истории и культуры, археологических объектов и т.д. Так, на земельном участке, на котором находится объект деревянного зодчества, будет запрещено разведение остров, устройство фейерверков и т.п.;
3) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, ремонта или содержания автодорог. Такие ограничения касаются условий начала и завершения необходимых работ;
4) временного занятия земельного участка в период стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, при отсутствии необходимости в его реквизиции.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда и подлежат государственной регистрации. Соблюдение таких ограничений также обязательно для лиц, использующих земельные участки, как и соблюдение правового режима земельного участка.
Таким образом, рациональное использование земельобеспечивается соблюдением и исполнением лицами, использующими земельные участки, требований, составляющих правовой режим таких участков, и ограничений на их использование.
Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1990 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рациональное использование земли
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ – обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 26640-85).
С ростом населения все большие территории превращаются в пахотные земли и пастбища. Исчезают леса, луга, гибнут звери, птицы и другие беспозвоночные животные. Для сохранения планеты очень важно определить, при каком способе продуктов питания наиболее экономично используется земля.
Подсчитано, что земля будет использоваться в 10 раз экономнее, если люди будут заниматься не животноводством, а земледелием. Например, для получения 1 кг куры или свинины расходуется примерно 10 кг растительных культур. Следовательно, выращивая скот на мясо, человечество растранжиривает ресурсы планеты. Так, из одной тонны зерна (по существующему плану) человек получит непосредственно для питания 10% в виде хлеба, круп, ит.д., а 90 % этого зерна будет скормлено животным.
Население планеты растет, поэтому сельское хозяйство должно увеличивать объем продукции, а ресурсы земли ограничены, вот и происходит отравление ее нитратами, в то время как, в случае перехода людей на естественное питание (растительное и без убийства животных), можно было бы производить в 10 раз меньше продуктов и не использовать вредные для здоровья методы интенсификации производства.
Итак, с точки зрения экологии, экономики, биоэнергетики (на которых мы не останавливаемся), рациональным является развитие растениеводства, а не животноводства. Это главным образом касается зоны сопряжения суши-моря, где сельскохозяйственные отходы, особенно животноводческих ферм, являются немаловажной составляющей общего экологического загрязнения контактной зоны.
В теории земельного права вопросы рационального использования и охраны земель в течение продолжительного времени являются предметов научной дискуссии. Однако единого подходы в определении содержания понятий рационального использования не выработано.
Наиболее подробно вопросы обеспечении рационального использования земель были освещены в монографии «право природопользовании в СССР» (1990 г.). Под рациональным природопользованием авторами понимается «достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны, как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом». Таким образом, авторы включают в содержание понятия рационального природопользования требования охраны как эксплуатируемого природного ресурса, так природы в целом. Указанный подход позволяет авторам определить рациональное природопользование и охрану природы как единую сложноподчиненную задачу управления природопользованием в процессе производственной деятельности, что в свою очередь имеет следствием возможность регулирование экономической и экологической сторон природопользования по средствам запрещения в правовых нормах соответствующих прав и обязанностей природопользователя, не выделяя в качестве самостоятельной сферы правового регулирования отношений по охране окружающей природной среды. При этом авторами подчеркивается, что между двумя аспектами рационального природопользования – экономическим и экологическим необоснованно усматривается противоречие, да и само их разделение имеет относительный характер. В частности отмечается, что использование природных ресурсов может быть признано рациональным в том случае, если оно удовлетворяет экономические потребности в рамках экологической разумности, а экономическая деятельность осуществляется в соблюдением экологических требований, направленных на охрану природы как базы природопользования.
Применительно к земельному праву требование рационального природопользования выражается в закреплении в законодательстве соответствующих требований эффективно использования земель в части максимальной продуктивности земель использования земель в части максимальной продуктивности земель, используемых в сельскохозяйственном и лесохозяйственном производстве, использование минимально необходимых земельных площадей в качестве операционного базиса и в ряде иных требований. Таким образом, сущностью экономического аспекта рационального природопользования рассматривается максимальная полезность природопользования, а главным в экологическом аспекте – комплексных характер природопользования. Правовая охрана природного ресурса представляется как комплекс мер по обеспечению правил рационального использования им. Следовательно, одним из способов охраны соответствующего природного ресурса является обеспечение надлежащего использования прав и исполнения обязанностей при осуществлении природопользовании.
Одним из направлений решения указанной задачи предлагается нормативное регулирование экологически обоснованного поведения природопользователя, которое заключается в нормативном закреплении связи правомочий и обязанностей субъектов правоотношений в сфере рационального использования и охраны природных ресурсов, что достигается посредством закрепления: целевого использования, вида пользования и пределов реализации субъективных прав природопользователей. Таким образом, в наиболее общем указанный подход определении с нашей точки зрения, в формуле – «охрана природы без природопользования беспредметна, а природопользование, не имеющее природоохранительной цели, нерационально»
Иной подход в определении соотношения рационального и пользования и охраны природных ресурсов был высказан рядом авторов, которые, не отрицая тесных взаимосвязей между указанными понятиями, тем не менее отмечали их самостоятельный характер. В частности, О. С. Колбасов возражал против нивелирования различий между рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы, поскольку фактическое осуществление рационального природопользования скрывает в себе возможность противоречия интересам охраны природы. Такую позицию разделяет и А. И. Казаниник отмечавший, что охрана природы и рациональное природопользование представляют собой различные виды практической деятельности человека. Природопользование представляет собой присвоение предметов природы, тогда как охрана природы призвана защищать от антропогенных изменений природные ресурсы, необходимые для практического использования настоящими и будущими поколениями людей. Автор особо подчеркивал вредность для практики защиты окружающей среды попытки включить в понятие охраны природы указания на необходимость проведения хозяйственных мероприятий по умножению, улучшению, перестройке и обогащению природы.
Известную определенность в вопрос о соотношении рационального использования природных ресурсов и их охраны внес Закон РФ «об охране окружающей природной среды». В частности, ст. 3 закона устанавливает, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, учреждения, организации, граждане и др. обязаны руководствоваться принципом рационального использования природных ресурсов. Последний подразумевает учет законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Таким образом, принцип рационального использования природных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Таким образом, принцип рационального использования природных ресурсов является средством охраны окружающей природной среды. Законодатель тем самым выделяет обеспечение рационального использования природных ресурсов (а не природных объектов) в качестве самостоятельного аспекта хозяйственной деятельности, наряду с другими средствами охраны окружающей природной среды, которые в совокупности способствуют гармонизации экономических и экологических и экологических интересов общества в сфере природопользования.
Существенным недостатком земельного законодательств, является отсутствие легального определения рационального использования земель. Действующее земельное законодательство закрепляет в качестве одной из задач правового регулирования земельных отношений обеспечение рационального использования и охраны земель (ст. 1 ЗК РСФСР 1991 г) В части установления содержания требования рационального использования земельного участка, что квалифицировалось таковым при снижении уровня фактической урожайности за последние пять лет более чем на 20% ниже нормативного, устанавливаемого по кадастровой оценки земель, а также в случаях изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные угодья. Таким образом, идя от обратного, под рациональным использованием сельскохозяйственных земель подразумевается такое их использование, которое, во-первых, не влечет уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий высокого качества, а во-вторых, в самом общем виде может быть определено как экономическая эффективность использования соответствующих площадей, т. е. средняя урожайность (продуктивность) угодий отвечает кадастровой оценке земель. Иными словами критерием определения рациональности использования сельскохозяйственных угодий является экономическая оценка производственной деятельности землепользователя. Указанный вывод подтверждается тем, что ст. 53 ЗК РСФСР в качестве обязанности землепользователя закрепляется не требование рационального использовать землю, а требование эффективного использования земли в соответствии с целевым назначением. Тем самым в определенной мере законодатель ставит знак равенства между понятиями рационального и эффективного использования земли. Указанных выводу подтверждается и содержанием ст. 24 ЗК, которая под особо ценными земельными угольями понимает, прежде всего продуктивным земли (опытные поля и т. д.).
Земельный кодекс не содержит указаний на содержание требования рационального использования земель иного (на сельскохозяйственного) назначения. земля плодородие эрозия почва
В литературе была высказана точка зрения о том, что рациональность использования земель, эксплуатируемых в качестве операционного базиса, заключается в размещении на меньшем по площади земельном участке максимального количества средств производства (зданий, сооружений и т.д.) с соблюдением установленных норм размещения соответствующий объектов. Указанных принцип в значительной степени сохраняет свое значение и сегодня. Однако следует отметить, что данная точка зрения была высказаны в период, когда землепользование было бесплатным. В настоящее время регуляторов размеров занимаемой земельной площади под объектами промышленности и т. п. является экономическая целесообразность наличия той или иной земельной площади. Таким образом, большинстве случаев сам землепользователь заинтересован в оптимальном соотношении между площадью земельного участка и размещенными на нем средствами производства. Мне представляется, что сегодня в отношении земель, выступающих в качестве операционного базиса, требование рационального использования соответствующих земель заключается главным образом в обеспечении их реального (фактического) использования. Здесь имеется в виду не только обеспечение использования земель по целевому назначению, но и обеспечение наличия землепользователя, уплачивающего земельный налог либо иной вид платы за землю, и ведущего устойчивую хозяйственную деятельность. В тяжелых условиях экономической реформы и частных банкротств, решение указанных задач также будет способствовать формированию модели рационального использование земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:
разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно-сельскохозяйственное районирование земель;
определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Рациональное использование земли способствует ее постоянному улучшению. Со своей стороны, качество сельскохозяйственных угодий и эффективность их использования в значительной степени определяют рост производства продукции. Обязанность землепользователей – эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.
Воспроизводство и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения должны находиться под государственным контролем как основное условие стабильного развития АПК и источник расширения сельскохозяйственного производства.
В целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо обеспечить их всестороннее изучение в системе государственного земельного кадастра. При проведении земельного кадастра на этих землях особое внимание наряду с регистрацией землепользовании и землевладений, учетом земель по составам угодий должно уделяться учету их качественного состояния путем выполнения специальных крупномасштабных почвенных, геоботанических и других обследований, бонитировке почв и экономической оценке земель.
Рациональное использование земель, создание условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений – важнейшая задача российского земельного законодательства.
Мероприятия но охране и рациональному использованию земель должны обеспечивать их сохранение, повышение продуктивности и плодородия сельскохозяйственных угодий, предупреждение эрозии земель, их иссушения, заболачивания, засоления, загрязнения и других нежелательных процессов. Мероприятия по охране и рациональному использованию минеральных ресурсов планируют предприятия добывающих отраслей промышленности.
Рациональное использование земли и методы охраны земли
Рациональным называется использование земли, при котором:
– наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства данной территории:
– обеспечиваются коренные социально-экономические интересы общества;
– достигается высокая эффективность производственной и других видов деятельности;
– обеспечивается охрана и воспроизводство продуктивных и иных почвенных свойств земли.
При неизменности целей рационального использования земли методы их достижения различаются в зависимости от научно- технического уровня производства, экономических возможностей общества, социальных потребностей населения.
Для рационального использования земель во всех регионах страны первостепенное значение имеет коренное улучшение их качественного состояния. В комплексе соответствующих мероприятий должны преобладать простые, сравнительно недорогие, охватывающие большие территории.
По особенностям их воздействия на землю и экономическом значимости эти мероприятия можно разделить на следующие виды:
– землеустроительные — специализация производства применительно к качеству земель, оптимизация способов использования земли, научно обоснованная трансформация угодий, организация территории, обеспечивающая повышение плодородия почв;
– агротехнические — внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, системы удобрений и защиты растений;
– инженерные, культуртехнические, осушение, орошение, рекультивация, защитное лесоразведение и тому подобное.
Оценка эффективности мероприятий по улучшению земель осуществляется при разработке федеральных и региональных систем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства.
Для решения продовольственной и сырьевой проблем наряду с повсеместным улучшением земель и их интенсивным использованием важное значение имеет восстановление и новое сельскохозяйственное освоение, территорий.
Знание резервов природопользования чрезвычайно важно для любого государства; вместе с тем это не означает немедленного освоения и особенно распашки земель. Расширение земельно-ресурсной базы сельского хозяйства целесообразно лишь при эффективной организации производства, интенсивных методах использования земель, экологически безопасных технологиях и высокой урожайности сельскохозяйственных культур.
Наиболее существенными условиями освоения новых земель являются:
– компенсация потерь продуктивных угодий, вызванных предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд;
-аграрно-индустриальное развитие территориально-производственных комплексов и необходимость создания для них адекватной продовольственной базы;
– восполнение площади пашни при ее консервации, залужении или облесении в центральных и южных районах с нерациональным составом и соотношением сельскохозяйственных угодий.
Освоение новых земель в ближайшей перспективе не может рассматриваться как разовая акция, охватывающая крупные целинные массивы. Расширение площади пашни и других сельскохозяйственных угодий должно осуществляться в отдельных хозяйствах, исходя из конкретных социальных и экономических условий, при устойчивости данной территории к повышению интенсивности хозяйственного воздействия и экологической безопасности намечаемых мер.
Чем выше научно-технический потенциал общества и интенсивнее природопользование, тем острее ощущается потребность в мероприятиях по охране земель и других природных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы использование земельных ресурсов во всех сферах жизни общества не приводило к необратимому нарушению экологического равновесия.
Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния земель в связи с хозяйственной деятельностью человека, вопросам подотчетна соответственно районным и городским землеустроительным органам.
Охрана земель — это система правовых, экономических, организационно-хозяйственных, агрономических, технических и иных мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного пользования. Перечисленные мероприятия являются неотъемлемой составной частью рационального использования земель.
При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности возникают разнообразные формы ее деградации:
– водная, ветровая, ирригационная эрозия и другие ее виды;
– вторичное засоление орошаемых земель;
– загрязнение сельскохозяйственных и лесных угодий отходами промышленного и аграрного производства, минеральными удобрениями и пестицидами;
– иссушение территории при мелиорации и добыче минерального сырья и топлива;
– подтопление земель при гидроэнергетическом строительстве и орошении;
– нарушение земель при горных работах и строительстве.
Состав земельноохранных мероприятий зависит от форм деградации земель, особенностей состояния и предполагаемого использования соответствующих территорий. Критериями их эффективности служат повышение плодородия почв, снижение себестоимости и улучшение качества продукции.
Отдельные мероприятия формируются в земельноохранные комплексы с учетом совместного действия различных негативных процессов — эрозии, засоления, загрязнения и так далее. Предотвращение эрозии и вторичного засоления достигается при рациональной организации территории и производства, применении ресурсосберегающих технологий земле- и водопользования. Загрязнение, иссушение, подтопление земель могут быть преодолены за счет устранения источника вредного воздействия, рациональной организации территории, возделывания подходящих культур, технических и технологических усовершенствований. Нарушения земель при добыче минерального сырья и строительстве можно избежать при ограничении их масштабов и своевременной рекультивации нарушенных площадей.
Различают правовые, экономические, землеустроительные и иные методы охраны земель. Правовые предполагают, прежде всего, разработку природоохранного законодательства и системы экологических нормативов, обязательных для всех землепользователей.
Экономические методы включают, в частности, денежное возмещение за ущерб, наносимый сельскохозяйственным и лесным угодьям, их изъятие для нужд промышленности и других, отраслей народного хозяйства. Уже принятые меры в этой области привели в последние годы к сокращению отводов пашни в три раза. По действующему законодательству предприятия, наносящие вред природной среде, обязаны осуществлять полную компенсацию ущерба.
Землеустроительные методы охраны земель направлены на (упорядочение землевладения и землепользования, обоснование общей программы земельноохранных действий и оздоровление определенных территорий. Агроэкологическая дифференциация и рациональная организация использования земель, разработанные в схемах и проектах землеустройства, служат исходной базой для выбора эффективных путей охраны ландшафта, выделения различных по режимам использования охранных зон и территорий.
Инженерно-технологические методы предусматривают широкий набор мероприятий — от строительства гидротехнических сооружений, посадки лесных насаждений до внедрения почво- и водосберегающих приемов возделывания сельскохозяйственных культур.
Биологические методы охраны земель в значительной мере ориентированы на расширенное воспроизводство органической части почвы. От содержания гумуса в почве зависит ее способность удерживать влагу, обеспечивать растения питательными веществами, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов, противостоять воздействию внешней среды. По экспертным оценкам, сейчас лишь около половины ежегодных потерь гумуса восполняется вносимыми органическими удобрениями. Поэтому нужен скорейший переход от дефицитного к ресурсосберегающему земледелию.
Соблюдение министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями, отдельными гражданами законодательства по рациональному использованию и охране земель, землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторингу земель контролируется представительной и исполнительной властями, Контрольные функции государства — неотъемлемая часть административных методов поддержания порядка на земле в интересах всего общества. Местная администрация регламентирует использование земельных участков в соответствии с целями, для которых они предоставлены, проведение мероприятий по охране земель, отвод земель для несельскохозяйственных нужд, снятие плодородного слоя почвы при выполнении строительных работ, плановую и проектную практику в области использования и охраны земель и т.д.
За нарушение установленного порядка землевладения и землепользования виновные лица несут экономическую, административную и уголовную ответственность. Пресекаются и предупреждаются правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, бесхозяйственным их использованием и порчей, невыполнением обязательных природоохранных мероприятий, несвоевременным возвратом временно занимаемых площадей, уничтожением межевых знаков.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Рациональное, полное и эффективное использование земель
Рациональное использование земель – разумный счёт меры, т.е. разумно связан с какой-то целью.
В узком смысле рационально использовать землю, означает целесообразность землепользования, то есть соответствие земельного отвода целям и задачам конкретного производства.
Для того чтобы рационально использовать землю гос-во:
1) Стремиться обеспечить всесторонние интересы общества, т.е. наиболее полно использовать производительный потенциал(запасы, средства, которые можно использовать в достижении определённых целей) земли.
2) Обеспечить определённые потребности общества, стремясь как можно более полно использовать св-ва земельных участков.
3) Обеспечить конкретную потребность конкретного предприятия, т.е. производить земельный отвод в соответствии с производственным направлением предприятия.
Вот эти 3 подхода и обеспечивают рациональное использование земли в узком смысле этого слова.
Это диктует распределение ЗФ между производственными не производственными сферами, между отраслями хозяйства и предприятия.
Рациональное использование земель есть такое использование, которое соответствует интересам развития народного хоз-ва в целом и наиболее эффективное в достижении определённых целей, для которых они предоставлены, а так же обеспечение оптимального взаимодействия с окружающей средой и охрану земель не только в процессе использования, но и при предоставлении.
Под полнотой использование земель понимаем: соотношение площади фактически используемой по целевому назначению, общей площади предоставленной территории землепользования или земельного участка.
Смысл полноты использования земель в том, что государство заинтересовано в том, чтобы землепользователи максимально использовали предоставленную территорию по целевому назначению.
Полное использование земель, достаточно звучит формально, если не определён эффект использования земель.
Эффективное использование надо рассматривать с двух сторон.
1) Эффективное использование земли как природного ресурса. Определяет минимальной потребность земельной площадью для 1 объекта или наибольшего кол-ва размещения собственности на единицу площади.
2) Эффективное использование земли как средства производства. Определяют минимальной продуктивности при минимальных затратах.
При определении эффективности необходимо учитывать не только потребляемые ресурсы , но и производственные затраты.
Коротко:
Рациональное землепользование определяется при установлении целей использования земель, при выводе или отводе земельного участка или землепользования.(при определении его площади, конфигурации) .
Полнота и эффективность использования определяется, только после отвода земельного участка, а эффективность использование рассматривается в двух аспектах:
1) Как природного ресурса
2) Как средства производства ( максимальная прибыль, при заданном уровне затрат)
Перераспределение земель, понятие и содержание.
Из прошлых лекций:
1. Государство является активным участником земельных отношений и в качестве объекта этих отношений рассматривает все земли (ГЗФ).
2. Распределение ГЗФ по субъектам, видам и формам собственности, по целям, гос-во организует использование земель с учётом интереса как общества, так и интересов предприятий и гражданина.
3. При распределении земель гос-во руководит одной целью – рационального и полного эффективного использования земель каждого земельного участка.
Добиться справедливого распределения земель при их ограниченности один раз и навсегда не представляется возможным не по форме, ни по содержанию, т.е. гос-ву необходим специальный механизм, позволяющий изменить существующий механизм распределения земель. Таким механизмом является перераспределение земель, т.е. «распределять заново».
При наличии занятых территорий это всегда непросто, поэтому государством предусмотрен процесс изъятия земель и предоставление земель, т.е. переход земель из одних рук в другие, от одного собственника к другому, из одного вида использования к другому – это и называется перераспределением земель.
Процесс ПЗ осуществляется посредством предоставления земель путём их изъятия. Изъятие земельного участка может быть осуществлено в виде прекращения или ограничения прав на него, путём:
Ø выкупа земельных участков для муниципальных и государственных нужд,
Ø конфискация земельных участков,
Ø реквизиции земельных участков (изъятие с компенсацией),
Ø при отчуждении земельного участка.
Выкуп земельных участков сопровождается возмещением убытков, включая упущенную выгоду, собственником, владельцем, пользователем и даже арендаторам.
Процесс перераспределения земель идёт по тем же самым направлениям, что и ГЗФ:
-по субъектам как происходит (схема действий):
-по категориям земель резервирование земель
-по видам и формам собственности старт – ТОП(тер.орг-ция пр-ва)
-по землепользовательским владениям отбирание – ФЗ (форм-ние землепольз-ния)
-по угодьям даём земли – ОТ (организация территорий, внутри зем-я)
Перераспределение земель начинается в первую очередь с изменения потребностей общества.
Перераспределение земель – это национальный социально-экономический процесс в жизни и деятельности человеческого общества, целью которого является рациональное и полное эффективное использование земель.
Перераспределение – сложный процесс. Для того чтобы он носил справедливый характер и был эффективным, в ходе него необходимо придерживаться определённых принципов:
Ø действия по перераспределению земель должны носить законный характер.
Ø необходимо соблюдать приоритет экономических требований при ПЗ, которые осуществляются как на стадии отвода зем. участка, так и в виде обременённого режима зем. участка.
Ø соблюдать общественный интерес, а так же интересы отраслей, предприятий, отдельных землевладений, при условии приоритета с/х.
Ø обеспечивать рациональную, многоукладную систему хозяйства и устойчивость земплепользований
Ø увеличить производимость потенциала (ППЗУ).
Ø учёт естественных природных условий присущих территорий.
Очень часто процесс перераспределения земель связывают с земельным фондом – это не совсем верно. Процесс перераспределения земель происходит в любом государстве, а если происходит в правовой среде, то незаменим для граждан.Но земельные реформы призванные коренным образом изменить земельные отношения всегда вызывают очень бурные процессы перераспределения земель. С перераспределением земель непосредственно связано формирование землепользования и территориального органа производства в целом.
Территориальная организация производства (ТОП) – это размещение на отделённые территории, в соответствии с её природными соц. экономических производственных сил (отраслей) объектов производств социальные инструкторы (трудовые), способствующие организации рационального производства ресурсов. (земля, капитал)
В рамках ТОП происходит формирование различных землепользований и различных фондов, т.е. определение их размеров, площадей, места положения, конфигурации и их размещения на территории с учётом требования производства и охраной ресурсов.
В рамках формирования землепользования происходит организация их территорий, т.е. обустройство конкретной части поверхности, совместно с другими объектами средства производства, неразрывно связанные с землёй, соответствующие конкретным производственным целям: экономическим, социальным, экологическим целям.
Экология СПРАВОЧНИК
Информация
Добавить в ЗАКЛАДКИ
Поделиться: | рациональное использование земельРациональное использование земель лесного фонда, обеспечение оптимальной лесистости и улучшение окружающей среды возможно прежде всего восстановлением хозяйственно ценных лесов на лесных территориях, т.е. в результате искусственного лесовосстановления – создания лесных культур на площадях, ранее покрытых лесом (ГОСТ 17559-82). На других землях, которые предназначены для выращивания насаждений, должно осуществляться лесоразведение – создание лесных культур на площадях, ранее не занятых лесом. Согласно ОСТ 56-108-98, лесоразведение – есть создание лесных культур на землях, ранее не предназначенных или бывших не пригодными для произрастания лесной растительности. Искусственное лесовосстановление и лесоразведение обеспечивают выращивание высокопродуктивных, долговечных и стабильных лесов и представляет лесные культуры как науку, изучающую насаждения, созданные посевом лесных семян или посадкой сеянцев и саженцев, а также черенков.[ . ] В сферу рационального использования земель и сохранения природной среды при хозяйственной деятельности человека входит выявление и сохранение памятников природы, имеющих эстетическую и познавательную ценность.[ . ] Система рационального использования земель должна носить природоохранный ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.[ . ] В деле защиты земель большая роль принадлежит общественности. Активисты общества охраны природы выявляют и вовлекают в хозяйственный оборот слабо или вовсе не используемые, но пригодные для этих целей земли. А их немало. Это и свободный приусадебный фонд, и площади около полевых станов, ферм и излишки дорожной сети. Ежегодно по решению общества охраны природы проводится смотр рационального использования земель и мер по повышению плодородия почв.[ . ] В США изучение земель ведется специальной Службой охраны почв в составе Министерства сельского хозяйства. Она состоит из центрального органа и филиалов в штатах. Эта служба производит почвенные обследования, издает соответствующие рекомендации и постановления о более рациональном использовании земель.[ . ] В области охраны и рационального использования земель мероприятия направлены на сокращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота, предотвращение или уменьшение потравы посевов, вырубки леса, порчи земли в процессе бурения скважин и разработки месторождений, проведение рекультивации земельных участков, которые были отведены для проведения этих работ.[ . ] В целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо обеспечить их всестороннее изучение в системе государственного земельного кадастра. При проведении земельного кадастра на этих землях особое внимание наряду с регистрацией землепользований и землевладений, учетом земель по составам угодий должно уделяться учету их качественного состояния путем выполнения специальных крупномасштабных почвенных, геоботанических и других обследований, бонитировке почв и экономической оценке земель.[ . ] Проекты планов охраны и рационального использования земель разрабатываются министерствами и ведомствами СССР и одновременно представляются Минсельхозу СССР и Советам Мийистров союзных республик по совхозам и предприятиям союзного подчинения, находящимся на территории союзной республики и экономических районов. Показатели проекта плана представляются Минсельхозу СССР в целом по министерству, ведомству СССР с распределением заданий по союзным республикам, экономическим районам (по совхозам и предприятиям, находящимся на территории соответствующих республик и экономических районов).[ . ] Повысились требования к рациональному использованию земель и недр в свете решений XXV съезда КПСС.[ . ] Основными показателями по охране и рациональному использованию земель являются рост орошаемых и осушенных площадей, проведение мероприятий по защите почв от эрозии.[ . ] В обществах родилось немало замечательных движений: за охрану и рациональное использование земель, за полноводность и чистоту малых рек, усиление природоохранной работы в районе строительства БАМа и др. Впервые созданы постоянные общественные комитеты по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов бассейна рек Северского Донца и Дона, Урала.[ . ] Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», принятое Четвертой сессией Верховного Совета СССР, особенно подчеркивает необходимость дальнейшего улучшения охраны природы и рационального использования земель и природных ресурсов. Поэтому в процессе проектирования сооружений по обработке осадков необходимо специально рассматривать вопрос о рациональном использовании отчуждаемой земли и максимальной утилизации обработанных осадков.[ . ] Минсельхоз СССР представляет в Госплан СССР проект сводного плана охраны и рационального использования земель в целом по СССР, по министерствам, ведомствам СССР, по союзным республикам и экономическим районам.[ . ] Земельный кадастр содержит сведения о качественном составе почв, распределении земель по использованию, собственниках земли (владельцах, арендаторах, пользователях). Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению или изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель.[ . ] Роземкадастр и Минимущество России осуществляют государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организуют и проводят работы, связанные с приватизацией земель; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организуют и проводят работы по землеустройству, организуют выполнение научно-исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создают банки данных о федеральных и других землях; разрабатывают меры по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.[ . ] Опыт проведения буровых работ с применением современных технологий (кустовое бурение, рациональное размещение устьевого оборудования и др.) свидетельствует о том, что необходима разработка новых отраслевых норм (взамен СН 459-74. Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин), регламентирующих рациональное использование земель при всех видах работ по освоению месторождений УВ с учетом современных природоохранных требований.[ . ] Основная задача земельно-оценочных работ в этот период состояла в определении качества земель путем установления между ними соотношения, позволяющего судить, насколько одни земли лучше или хуже других. Показатели земельно-оценочных материалов находили широкое применение при установлении норм первоначального наделения землей, переделах земель, обмене земельных участков, землеустройстве, установлении размера арендной платы за пользование государственным земельным имуществом, изыскании территорий для освоения, организации рационального использования земель, осуществления мероприятий по управлению земельным фондом.[ . ] К ведению краевых, областных органов государственной власти относятся: обеспечение контроля за использованием и охраной земель, защита прав собственников земли, землепользователей и арендаторов; разработка и выполнение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; предоставление земельных участков; установление порядка предоставления земель и т.д.[ . ] На II этапе (1999—2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.[ . ] Далее для определения объемов капитального вложения при проектировании мероприятий по рекультивации нарушенных земель рассчитывались затраты по охране и рациональному использованию Земель в соответствии с рекомендациями 161.[ . ] Охрана окружающей среды предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населенных пунктов, рациональное использование земель и вод, предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна, сохранения лесных массивов, заповедников, охранных зон и т.п.[ . ] В связи с ограниченностью площади лучших почв (серных лесных, черноземных, лугово-черноземных и др.) ставится особая задача рационального использования земель и охраны их от возможного разрушения и ухудшения их плодородия. Для решения этой задачи важное значение имеет усиление мелиоративных работ (орошение и осушение земель), расширение мероприятий по борьбе с эрозией почвы (водной, ветровой и селевой), засорением и заболачиванием почв.[ . ] Экологически сбалансированное земледелие — часть природопользования, построенного на сочетании сохранения, восстановления и рационального использования земель. Земли, подлежащие сохранению, — категория земель, использование которых должно осуществляться в состоянии, близком к естественному.[ . ] В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года ставится задача обеспечить рациональное использование земель, защиту их от ветровой и водной эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения и засоления. Усилить работупо улучшению сохранности сельскохозяйственных угодий, созданию полезащитных лесных полос. Рекультивировать около 660 тыс. гектаров земель.[ . ] Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.[ . ] При агрохозяйственных обследованиях получают необходимые сведения о качественном состоянии земельных угодий по их внешним признакам и хозяйственному использованию. Практически это осуществляется путем осмотра земельных участков по землепользованиям с проведением детальной характеристики по типу почвы, механическому составу, глубине гумусового горизонта, степени кислотности, засоренности камнями, увлажненности, уровню стояния грунтовых вод, подверженности эрозии, крутизне склонов и другим показателям, определяющим степень плодородия почвы и возможность более рационального использования земель.[ . ] Многообразие и сложность почвенного покрова, его особое место в природе и агропромышленном комплексе требуют комплексной агроэкологической оценки и группировки для рационального использования земель.[ . ] Выбор площадок для строительства должен быть подтвержден технико-экономическими расчетами на основании сравнения вариантов возможного размещения намечаемого строительства с учетом наиболее рационального использования земель, возмещения землепользователям убытков, причиняемых изъятием земельных участков, и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.[ . ] В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.[ . ] Основное назначение предупредительных правовых мер состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъятия земель, разработки и осуществления проектов землеустройства, использования земель предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.[ . ] В статье 47 говорится, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, подтопления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды.[ . ] Пионером освоения систем почвозащитных мероприятий в Нечерноземной зоне РСФСР является совхоз «Каширский» Каширского района Московской области. В содружестве с учеными Почвенного института имени В, В. Докучаева здесь была разработана система мероприятий по рациональному использованию земель с обеспечением защиты почв от эрозии.[ . ] Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.[ . ] Подсчеты возможного снижения урожайности культур вследствие смытости почвы используют не только при разработке схем севооборотов, но и при обосновании мероприятий по повышению урожайности культур, планировании величины урожая, себестоимости продукции и при решении других вопросов рационального использования земель.[ . ] В настоящей книге в систематизированном виде приводятся важнейшие директивные и нормативные документы, необходимые для административно-технических работников, проектантов, технологических служб, а также для различных органов, осуществляющих государственный и общественный контроль за рациональным использованием земель, за осуществлением мероприятий по предотвращению загрязнения водоемов и атмосферы.[ . ] Документы по итогам проверок правильности исчисления земельного налога государственными налоговыми инспекторами, а также предоставлявшиеся для этих проверок материалы могут быть использованы при экологическом аудите для выяснения соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства в области охраны и рационального использования земель.[ . ] Охрана земельных ресурсов должна начинаться ещё на стадии экологической экспертизы проекта строительства НГК. При этом следует руководствоваться ведомственными строительными нормативами и СНиП 11-01—95 «Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, по рациональному использованию земель при размещении, проектировании и строительстве предприятий нефтяной и газовой промышленности».[ . ] В условиях высокоразвитого сельскохозяйственного производства фермера интересует земля в первую очередь как сфера приложения капитала. Всестороннее знание качества земли и ее продуктивности как средства производства позволяет фермерам с большой выгодой вкладывать капитал в производство сельскохозяйственной продукции. При том, что кадастровая оценка земель в западноевропейских странах проводится преимущественно в целях налогообложения, ее результаты находят применение в решении земелыю-правовых вопросов, а также разработке агротехнических мероприятий, рекомендаций по борьбе с эрозией почв и др. Имеются также тенденции дальнейшего совершенствования классификации и использования данных земельного кадастра для решения вопросов охраны и рационального использования земель.[ . ] ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях.[ . ] Свидетельством дальнейшего осознания мировой общественностью реальности надвигающейся экологической катастрофы явилось решение 27 сессии Генеральной Ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде ЭПЕН. Большую практическую важность имело принятие плана мероприятий в отношении окружающей среды человека2. В нем определялись семь первоочередных природоохранительных проблем: предотвращение загрязнения воздуха; охрана и рациональное использование вод; предотвращение загрязнения Мирового океана; переработка и утилизация различных отходов; охрана и рациональное использование земель и повышение их плодородия; разработка методов наблюдения над биосферой по оценке влияния на нее хозяйственной деятельности (мониторинг).[ . ] Несовершенство механизма реализации законодательных актов в области регулирования происходящих земельных преобразований и коренных изменений содержания земельных отношений, отсутствие достоверной информации о состоянии и движении земельного фонда приводят в городах и других населенных пунктах к стихийности и неупорядоченности в землевладении и землепользовании, что не соответствует проведению единой государственной политики в области рационального использования земель населенных пунктов. В условиях неопределенности правового решения земельных вопросов и отсутствия надлежащего контроля за их развитием отдельные ведомства, землепользователи, землевладельцы и граждане приступили к реализации своих местнических интересов, вступающих в явное противоречие как с государственной политикой в области городского землепользования, так и с характером формирующихся новых земельных отношений.[ . ] |